Заметки заповедного фенолога. По впечатлениям от зимнего маршрутного учёта
Не сладко пришлось сотрудникам заповедника, кто ходил в конце января – начале февраля считать следы зверей на снегу. Прохождение маршрутов превратилось в сплошное преодоление себя даже для тренированных госинспекторов.
Средняя высота снежного покрова на западном склоне хребта и в долинах рек оказалась не такой уж и большой – около 73 сантиметров. Но выпавший в январе снег не успел осесть и слежаться, он совершенно не держал лыжников, которые проваливались при ходьбе на высоту голенища сапога или даже по колено. Каждый шаг состоял из своеобразного «падения» в снег и выматывающего вытаскивания лыжи из снежной ямы.
На таком рыхлом снегу даже отпечатки лап-снегоступов зайца, белки, куницы становятся неузнаваемыми. Несмотря на глубокий снег, в заповеднике встречаются следы лосей, которые при его высоте 70 сантиметров и более обычно откочёвывают с западного склона хребта в менее снежные районы на восток. Волки же в таких условиях держатся вблизи прочищенных дорог, в лесу выбирают самые малоснежные маршруты и используют «силу коллектива», когда торят тропу.
Глубокий рыхлый снег создаёт прекрасные условия для подснежных ночёвок тетеревиных птиц – рябчиков, тетеревов и даже глухарей. Выбравшись утром из снежной спальни, тетерева рассаживаются на высоких деревьях, где сначала склёвывают почки с ветвей, а затем сытые обозревают окрестности. Есть в лесу и мелкие воробьиные птицы: нежно попискивают синицы пухляки, стремительно проносятся от одной ели к другой крикливые клесты. Но в целом в лесу ещё тихо, весеннего оживления среди пернатых не наблюдается. Простукивают деревья, но ещё не дробят, дятлы-айболиты.
Снежная зима создаёт в лесу множество неповторимых художественных образов: сказочных персонажей, людей, животных, инопланетных существ…
А на реке Сулём, несмотря на морозы, увеличивается число промоин, в которых тихонько журчит чёрная вода.
Н. В. Беляева
12 февраля 2026 года