Заметки заповедного фенолога: вот так весна!
Всё перепуталось нынче весной: апрель, как май, а май, в лучшем случае, как апрель. Средний Урал оказался захвачен водоворотом снежных вихрей арктических циклонов, и утром 4 мая высота свежего снежного покрова в горах заповедника составила 40–45 сантиметров!
Метеорологи и старшие поколения екатеринбуржцев-свердловчан вспомнили 2–3 мая 1984 года, когда в Свердловске была зарегистрирована рекордная высота временного снежного покрова 53 сантиметра. История повторилась через 40 лет, но главный удар стихии на этот раз пришёлся не на областной центр, а на юго-запад региона.
Висимский заповедник, хоть и не оказался на этот раз в эпицентре погодного катаклизма, будто снова погрузился в состояние глубокой зимы. Хуже всего пришлось тем живым организмам, у кого уже начался процесс размножения. Облепило снегом соцветия рано цветущих ив, полоскало на ветру над снежной пустыней серёжки берёз, заморозило не засыпанные снегом цветки обильно цветущего волчьего лыка. А каково пришлось тетеревиным птицам? По сообщению старшего госинспектора заповедника Полины Игоревны Бирюковой, рябухи, тетёрки и глухарки уже сидели на гнёздах. Выдержали ли птицы такое испытание, ведь сплошной глубокий снег лежал до 8 мая.
С таянием выпавшего снега начался второй весенний паводок на реках заповедника. И стоило чуть-чуть потеплеть, как запели птицы.
Н. В. Беляева
13 мая 2024 года