Памяти Константина Ивановича Бердюгина

Памяти Константина Ивановича Бердюгина

8.10.1946–21.09.2021

 «Висимцы» – так называют себя сотрудники Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, которые много лет изучают природу Висимского заповедника. Осенью 2021 года мы простились с коллегой, учителем, другом и «Главным висимцем» – Константином Ивановичем Бердюгиным. Значительная часть его жизни (с 1973 года) была связана с заповедником, который стал для него не только полевой базой, но и местом сосредоточения, обдумывания идей, настоящим «местом силы».

Константин Иванович всю жизнь посвятил изучению населения грызунов Урала, особо – его горной полосы. Масштаб значения его работ будет осознан и оценён, как водится, позже, но уже сейчас некоторые сделанные им выводы можно считать вехами териологии.

Для исследований грызунов в низкогорьях Среднего Урала он выбрал Висимский заповедник. Константин Иванович подчеркивал, что этот выбор не случаен. Здесь сохранились первобытные леса, не пройденные рубками и пожарами, что позволило установить состав и распределение «исходных» сообществ грызунов. Здесь он пришёл к важному выводу: определяющим фактором вертикального распределения грызунов на Урале служит характер местообитаний. Сравнивая собственные данные с материалами Михаила Яковлевича Марвина, который в конце 40-х годов исследовал грызунов заповедника «Висим», Константин Иванович смог оценить временную изменчивость структуры населения мелких млекопитающих на этой территории.

Чтобы представить, какой гигантский объём работ тогда был выполнен, достаточно взглянуть на схему заповедника, на которую Константин Иванович нанес разметку учетных линий (более 40, каждая состояла из 25 ловушек). Всех отловленных зверьков затем нужно было полноценно обработать: измерить, взвесить, вскрыть.

В начале июня 1995 года в лесах заповедника произошел катастрофический ветровал. Сразу после случившегося Константин Иванович приехал осмотреться и нашел состояние лесов печальным, так как добраться до многих участков наблюдений было просто невозможно. Следующим этапом в его работе стал национальный парк «Припышминские Боры». Судя по всему, сосновые боры ему нравились: в них легче дышалось и ходилось. Однако, работая там, Константин Иванович не прекращал интересоваться состоянием дел и работой териологов в заповеднике. Примечателен его тогдашний разговор с ещё одним «висимцем» – Ларисой Ефимовной Лукьяновой. На ее вопрос, где он больше всего любит находиться, он отвечал, что его сердце навсегда здесь, в Висимском заповеднике.

Чем же был для Константина Ивановича заповедник как институция? В первую очередь, научным учреждением со спецификой непрерывного полевого эксперимента. Это определяло его уважительное отношение не только к научным сотрудникам, но и к инспекторам лесной охраны, он считал и тех, и других участниками одного научного процесса. Общение с Сергеем Юрьевичем Зорковым, Владимиром Васильевичем Шевелевым, Николаем Ивановичем Аликиным, Анатолием Николаевичем Галкиным и другими было взаимно обогащающим.

Из материального наследства Константина Ивановича заповеднику и его исследователям осталось более 40 научных публикаций, из нематериального – система ценностей, которой мы можем следовать или хотя бы на нее ориентироваться. Это открытость новому и бескомпромиссность в отстаивании своих научных взглядов, щедрость на идеи и умение критиковать конструктивно, педантичность в работе и внимание к словам и деталям.

Сотрудникам заповедника Константин Иванович запомнился уважительным отношением к любому человеку, готовностью прийти на помощь советом или действием, запомнилась его принципиальность и скрупулёзность при рассмотрении любого вопроса. Если он был убеждён в своей правоте, то отстаивал её аргументированно и бескомпромиссно, но при этом внимательно относился к собеседнику и к его точке зрения. Вспоминаются продолжительные беседы с ним на самые разные темы. Простая прогулка по лесной тропе могла привести к живому обсуждению увиденного. Эрудированность, вдумчивость, тщательность, неспешность были жизненными столпами замечательного человека и учёного – Константина Ивановича Бердюгина.

Когда-то давно, Юрий Федорович Марин (зам. директора Висимского заповедника по науке, 1981–2007 гг.) сказал: может, вы думаете, что Висимский заповедник это только лес? Нет, это, в первую очередь, люди, именно они составляют смысл заповедника. Пройдет время и будут говорить: бочка (зимовье в виде бочки) Шаровой, кварталка Лукьянова, печь Сомова, стационар Туркова.

Некоторых уже нет с нами – Владимир Георгиевич Турков, Лидия Петровна Шарова, Олег Анатольевич Лукьянов, Валерий Степанович Дедков, Светлана Юрьевна Кайгородова, Бахтияр Мамаджанович Байсаров..., они стали историей заповедника. Теперь и Константин Иванович пополнил эту плеяду.

 

Ю. А. Давыдова, И. А. Кшнясев, Р. З. Сибгатуллин

 

17 декабря 2021 года

К. И. Бердюгин и Алда Пупила на Большом Сутуке, 2005 год
К. И. Бердюгин и Р. З. Сибгатуллин, 140 квартал, 2014 год
К. И. Бердюгин в Висимском заповеднике
Другие новости