Заметки заповедного фенолога. О наступившей зиме

Зима в природе охраняемой территории наступила в этом году на три дня раньше средних многолетних сроков: 26-го октября установился постоянный снежный покров.


В Кировграде же неустойчивое предзимье с чередовавшимися оттепелями и похолоданиями, то ложившимся, то таявшим снегом продолжалось до конца первой декады ноября. А в это время средняя высота снежного покрова на северо-востоке заповедника составила уже 5-6 сантиметров. Но снег лежал ещё очень неравномерно: ровным плотным слоем на открытых местах без растений, пушистыми хлопьями на дугах сухих листьев вейников на пожарищах, крупитчатой тонкой порошей на лесной подстилке под хвойными гигантами.


В период начальной зимы лёд ещё не сковал реки полностью. У малых водотоков под ровным белым панцирем оказались лишь места с медленным течением, разливы; перекаты продолжали «весело» журчать и переливаться. На Сулёме появились забереги – участки уже не тающего днём льда у берегов, которые образовали причудливую серо-белую окантовку незамёрзшей тёмной воды.


Все растения погрузились в глубокий зимний покой – будто временно умерли. Кроны хвойных деревьев потемнели, почти почернели, от лиственных остались скелеты из стволов и ветвей. Но всю предстоящую зиму с некоторых из них будут разлетаться семена и плоды. Ещё только ждут своего часа грозди круглых плодиков на липах. Продолжают постепенно рассыпаться чешуйчатые цилиндрики созревших женских серёжек на берёзах. Но деревья уже приготовились к весеннему цветению, на их ветвях топорщатся в разные стороны небольшие мужские серёжки – бутоны будущего года.


Полны семян шишки на елях и пихтах. Их активно посещают стайки звонкоголосых клестов. В этом году птиц в заповеднике больше, по сравнению с неурожайным прошлым. Появились чечётки, попискивают, прыгая по веткам синицы, скрипуче кричат кедровки. Выпавший снег, как лакмусовая бумага, показал, что больше стало в заповеднике и белки. Следы зверьков с характерным трапециевидным расположением отпечатков лап встречаются практически повсюду, нет их разве что на безлесных пожарищах.


Снег постепенно скрывает следы бурной жизни некоторых зверей осенью. Ещё легко определяются места гонных площадок, где земля взрыта копытами лосей. А вот разрушенные медведями муравейники, засыпанные сейчас снегом, узнаются с трудом. Следов самих топтыгиных давно не видно, они легли спать


Н. В. Беляева

Начальная зима в лесу
Уснувшее до весны пожарище
Рассыпаются женские берёзовые серёжки
Богатый урожай на липе
Забереги на Сулёме
Река Дудка уже подо льдом
Беличьи следы
Другие новости